30 мая 2018 г. в мой адрес поступило предложение исполнительного директора Центра по изучению Сталинградской битвы при администрации Волгограда А.Л. Бормотова к участию в круглом столе по малоизученным страницам Сталинградской битвы, на который приглашаются краеведы, ученые, сотрудники архивов и музеев города. Мероприятие планировалось в помещение Центра, в здании городского совета ветеранов по ул. им. Маршала В.И. Чуйкова, 31 мая. Руководство Центра заинтересовала тема моего исследования, связанная с участием медсестер Германского Красного Креста в Сталинградской Битве в 1942-43 гг. Приглашение к сотрудничеству подразумевало мое выступление по указанной теме, демонстрация видеоматериалов и артефактов из личной коллекции. 

Центр создан Постановлением Губернатора Волгоградской области от 12 октября 2015 года № 913 «О создании Центра по изучению Сталинградской битвы» в целях научного исследования истории Сталинградской битвы и ее влияния на ход Великой Отечественной войны, отображения результатов исследования в печатных и иных изданиях. Научный руководитель Центра по изучению Сталинградской битвы – Максим Матвеевич Загорулько, профессор, Почетный гражданин города Волгограда; 

заместитель научного руководителя Центра по изучению Сталинградской битвы – Усик Борис Григорьевич, к.и.н., Почетный гражданин города Волгограда. 

При Центре создан Общественный совет, определяющий направление деятельности, планирование работы и стратегию развития, а также участие других организаций и учреждений в работе Центра. 

Партнерами Центра являются Центр документации новейшей истории Волгоградской области, директор Будченко Лидия Ивановна; Государственный архив Волгоградской области, директор Коломыткин Александр Иванович; Музей-панорама «Сталинградская битва», директор Васин Алексей Викторович; Волгоградский краеведческий музей, директор Карева Ирина Александровна; Музей-заповедник «Старая Сарепта», директор Баженов Александр Юрьевич; Центр патриотической работы администрации Волгоградской области и др. 

Основные задачи Центра: проведение научно-исследовательской, поисковой работы по изучению истории Сталинградской битвы; взаимодействие при изучении истории Сталинградской битвы с учебными и научными заведениями Российской Федерации, историческими и военно-историческими обществами, а также зарубежными исследователями Второй мировой войны; организация конференций, семинаров, научных диспутов по военной истории России и подготовка материалов к ним; информирование в средствах массовой информации о планах работы, проводимых мероприятиях, результатах работы Центра. 

В начале работы круглого стола выступил заместитель научного руководителя Центра по изучению Сталинградской битвы к.и.н. Усик Борис Григорьевич, который рассказал о проблематике современной интерпретации эпизодов Сталинградской Битвы, в частности, событий 31 января 1943 года, касающихся пленения командующего 6 Армией вермахта фельдмаршала Фридриха Паулюса и штаба Армии в подвале Сталинградского ЦУМа. После обсуждения темы, слово предоставили мне. К докладу я подготовила видеоинсталляцию, видео игрового эпизода нашего ВИК «Пехотинец» «Главный перевязочный пункт вермахта» с участием бригады медсестер ДРК, небольшую выставку подлинных экспонатов медико-санитарного назначения из личной коллекции, комплект служебной формы немецкой медсестры и знаков различия. 

В течение 20 минут я рассказала об истории ДРК, унификации организации в период нацизма, привела факты из германских архивных источников и свидетельства выживших медсестер ДРК, служивших в медучреждениях 6 Армии вермахта в период Сталинградской битвы. Поделилась результатами своей научной экспедиции 2017 года по Задонью, в ходе которой удалось найти и проинтервьюировать свидетелей, видевших работу женского персонала ДРК. Выступление вызвало большой неподдельный интерес участников, и мне было предложено дальнейшее сотрудничество в этом направлении, а так же подготовка статьи по теме для публикации среди материалов Центра. Особое внимание специалистов местных музеев и историков вызвала коллекция подлинных экспонатов ДРК и медико-санитарной службы 6 Армии. В завершении встречи мне подарили том очень редкого документального издания «Творчество немецких военнопленных о Сталинграде и о себе 1946-1949». За что низкий поклон моим новым коллегам. Очень рада встрече и знакомству. Сотрудничество продолжается. 


Интервью  нашей семьи для  ИА «Городские вести»


В личный архив пришли сигнальные экземпляры общественно – политической газеты «Дон» Клетского района Волгоградской области, со статьей о моей научно-поисковой экспедиции 2017 года по хуторам Задонья. Искренне благодарю директора Краеведческого музея Иловлинского района Геннадия Евгеньевича Чекунова и директора МКУК «Музей истории донских казаков» Клетского района Наталью Эдуардовну Евстратову, за поддержку и интерес к теме участия медперсонала ДРК в Сталинградской битве на территории районов, за помощь в публикации материала в районных газетах. Марина


 

 

29 апреля 2018г., в составе ВИК "Пехотинец" на  военно - историческом  фестивале  «От Сталинграда до Берлина», который проходил  в Красноармейском районе  г. Волгограда,  я  организовала тематическую интерактивную площадку по Германскому Красному Кресту. 

 


26 апреля 2018 года, в Волгограде, на территории Государственного бюджетного учреждения культуры Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» (учредитель-организатор мероприятия) состоялась III Международная научная конференция «Гамелевские чтения», которая по традиции посвящена памяти подвижнической научной и практической деятельности сарептянина, российского ученого, химика-технолога, доктора медицины, академика Императорской Академии Наук Иосифа Христиановича Гамеля (1788–1862). 

 

В конференции я работала в составе секции посвященной истории, искусству и мировой художественной культуре, под 7-м номером (всего св. 10 очных участников), как аспирантка исторического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Мой доклад и презентация назывались «Медсестры Германского Красного Креста в 6-й армии вермахта в период Сталинградской битвы». Примечательно, что в период работы над докладом, благодаря реконструктору по DRK (из г. Санкт - Петербурга) Ирине Клановец, буквально накануне мероприятия, ко мне пришли информация, фото и документы о немецкой медсестре, которая родилась в начале ХХ века в Царицыне, и именно в Сарепте. В период Первой мировой войны она эмигрировала в Германию. Безусловно, я не могла не включить в свой материал краткую справку и о ней. 

 


22 апреля 2018 года, по приглашению Администрации муниципального образования Ейский район Краснодарского края, наш Волгоградский ВИК «Пехотинец» подготовил и провел в г. Ейске выездную военно-историческую реконструкцию фрагмента битвы 1945 года под Кенигсбергом.  Такое мероприятие состоялось в этом приазовском городе впервые.

Свыше двадцати участников клуба со снаряжением и экипировкой двух армий стартовали  в автобусах из Волгограда утром 21 апреля и, преодолев 600 километров, вечером были радушно встречены в Ейске принимающей стороной, поселены в комфортабельное общежитие местного колледжа,  накормлены ужином.  Одновременно, на площадку мероприятия на берегу Азовского моря, были доставлены два орудия и автомобиль «Виллис» времен войны.  Приятно поразил факт, что, не смотря на непогоду, на просмотр пришло огромное число зрителей с детьми, которые плотно заняли весь береговой склон. Дежурили подразделения полиции, МЧС и бригада скорой помощи. Действие началось со сцены каторжных работ советских военнопленных, под охраной часового монтирующих из камней береговую позицию нацистов. Остальные вражеские солдаты проводили строевой смотр. Для врага стало полной неожиданностью появление автомобиля «Виллис» с советской разведгруппой. Завязался быстротечный бой, в ходе которого бойцы РККА освободили команду военнопленных и, оставив подбитый автомобиль,  организованно отошли  к своей части. Спустя короткий промежуток времени, советские бойцы поднялись в атаку, встреченную германцами огнем с места и при поддержке орудия Pak 37.  На поле появились советские девушки-санинструкторы. Во время позиционной перестрелки, красноармейцы подтянули свою артиллерию и завязали артиллерийскую дуэль. Дым от разрывов «снарядов» накрыл площадку. Немецкие пехотинцы пытались организовать контратаку, но, понеся потери, остановились посреди поля боя. Их санитары начали эвакуацию раненых в палаточный передовой перевязочный пункт, где работала бригада медсестер Германского Красного Креста. Советские бойцы, включая бывших военнопленных, с Красным Знаменем поднялись в решающую атаку, и в ходе рукопашной схватки смяли остатки вражеских войск, заняв их позиции. Победа досталась ценой потерь. Последний натиск Красной Армии был поддержан эмоциональным  соучастием публики. После боя клуб организовал площадки для контактов со зрителями и с прессой: выставку вооружений, медицинские пункты РККА и ДРК, отделение связи. Все присутствующие получили огромный эмоциональный заряд, который продержался на протяжении всего обратного пути. Организаторы мероприятия выразили благодарность участникам и заверили, что подобные встречи получат своё развитие и станут регулярными. 

 


 

Все пройдет. Но, уверена, не исчезнет. Потому, что вечно. И таким бессмертным следом, несомненно, является Истина. Мы не можем создать эту данность свыше, ибо Всё – от Него. Но, мы можем, имеем право и должны её найти и рассказать о ней. То, что будет потом – это комментарии. Я в пути. Этот путь размечен временными метками и вехами. Сегодня, которое завтра отойдет в Вечность, я остановилась на мгновение и задумалась: 2017 год завершил свой путь и ушел навсегда. Но, он оставил свой след, метку, веху, с которой я, не останавливаясь, продолжаю путь в настоящем, каждое мгновение превращающимся в прошлое. Сегодня 76-й день очередной новой вечности. Непрерывно созидаемой и так же непрерывно рассыпающейся. Итак, след. В прошлом году я избрала ещё один путь, которой зародился из неясных, обрывочных и калейдоскопических ощущений, поначалу воспринимаемых как игра случайных событий прошлого. И вот, спустя несколько лет, я поняла, что пазл складывается в очень серьёзную многомерную формацию забытых человеческих судеб, которые незаметно, но неотвратимо стали частью моей. Или я – частью их. И стало молчать нельзя. Невозможно. Так как мне начала приоткрываться Истина. Выбор – расстаться с ней или идти столько, сколь будет отпущено? Я пошла. Во многом вопреки здравому смыслу и отсутствию заманчивых перспектив. Надеюсь, я не ошиблась в выборе. Осень ушла на обычную бумажную рутину, экзамены, переписку, связи и поездки. На Начало. Отрадно, что первый результат не заставил себя долго ждать. За два месяца я подготовила три серьезные научные статьи в теме, которая в России не звучала. Материал выйдет в свет в апреле-мае и, возможно, в сентябре. Я заворожено смотрю в глубину… или ввысь, только что, осознав, какую Истину мне доверили свыше. Любое открытие всегда относительно, ведь событие уже состоялось и стало Истиной. Но, я распахнула окно, в которое хлынул поток, ни с чем не сравнимых, ни кем не сдерживаемых удивительных событий, явлений и образов. И судеб. И это – счастье. Это потрясающее чувство эйфории от того, что твои первые шаги дают такой благодарный результат. Каждое мгновение я делаю шаг, не всегда зная, что ждет меня за ним. Вместе с радостью, слезами прикосновения к сокровенной Истине, пришла уверенность и равновесие гармонии чудесного движения. Я вижу, что стою на пути бесконечного познания, предел которого не ощущается. Моя задача – пройти свой отрезок служения Истине достойно и неуклонно. Буду счастлива, если в этом пути буду не одинока.

 


 

 31 января 2018г., накануне празднования 75-й годовщины победы под Сталинградом, в подвале Центрального универмага  в музее "Память"  в составе ВИК "Пехотинец" и благодаря поддержке музея, мною была организована и показана военно - историческая реконструкция немецкого госпиталя 6 армии вермахта. 

 

В основу театрализованного действия, исходя из художественного принципа смещения событий по месту и времени,  положены реальные события и персонажи, действовавшие  на территории, занимаемой окруженной группировкой 6-й армии Вермахта в декабре 1942 года и в январе 1943 года. Местом проведения военно-исторической реконструкции выбрано помещение подвала Сталинградского ЦУМа в связи с тем, что из достоверных источников известно о размещении в нем, в указанном периоде, медучреждения полевого типа санитарной службы Вермахта.

 

В числе действующих лиц сценария, три персонажа имеют исторические прообразы:

- оберлейтенант Курт Ройбер, старший врач лазарета 16-й танковой Дивизии Вермахта, автор картины «Сталинградская Мадонна», сдался в плен в Сталинграде 2 февраля 1943 г.;

- старшая сестра Германского Красного Креста Эдит, эвакуирована из района Сталинграда в ночь с 24 на 25 декабря 1942 года;

- старшая сестра Германского Красного Креста Эрнестина, с ранением эвакуирована через аэродром в с. Песковатка 25 ноября 1942 года.

 

При подготовке сценария использованы исторические источники из германских архивов, личные дневники, письма и документы медслужащих Вермахта и Красного Креста, научные монографии  зарубежных историков. В том числе, дневники медсестры Германского Красного Креста Элфриды, эвакуированной авиарейсом в тыл из района Сталинграда 15 января 1943 года.

 

Особое место занимает оригинальное интервью сестры Эдит, записанное ею для художественно-публицистической киноленты и демонстрируемое в качестве анонса постановки (скончалась в 2015 году, в возрасте 100 лет).

 


 

 

 

Приняла участие в международной Школе молодого ученого «Преодоление социокультурных угроз в исторической динамике: опыт изучения антисемитизма, Холокоста и геноцидов», которая проходила в Москве и Подмосковье 23 – 26 октября 2017г..  Она была организована Международным научно-образовательным центром истории Холокоста и геноцидов Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) при поддержке Научно-просветительного Центра «Холокост» и Российского еврейского конгресса (РЕК). Школа стала частью проекта «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», выполняемого большим научным коллективом и финансируемого Российским научным фондом (РНФ).


«От генерала и до простого танкиста, все должны были узнать, что Божья Милость может быть познана только через глубину страданий и смерти…» 

 

Военврач и капеллан (лютеранин), оберац Курт Ройбер, после отпуска, прибывший 16 ноября 1942 года к новому месту службы в 16-ю танковую дивизию, в район Сталинграда, попав в окружение, накануне Рождества очень хотел чем-то морально поддержать своих сослуживцев. При полевом лазарете, где он служил, постоянно находилась группа советских военнопленных, выполнявших хозяйственную работу. Во многом, благодаря филантропии и гуманистическому мировоззрению Курта (он был учеником пацифиста Альберта Швейцера, впоследствии лауреата Нобелевской премии мира), с русскими помощниками у него наладились отношения взаимного доверия. Пленные поддерживали чистоту в помещениях, доставляли питьевую воду, заготовляли сухой камыш для подстилок раненым и дрова для печей. Эти работы, учитывая обстоятельства, всегда были сопряжены для них с риском для жизни: незадолго до Рождества, переводчик Ройбера, военнопленный лейтенант РККА Николай Мерошенко был смертельно ранен во время доставки топлива, и тепло для немецких раненых в канун Рождества было оплачено и русской кровью. Д-р Ройбер был неплохим художником и в период службы регулярно делал зарисовки окружавшей его натуры. Поэтому, выбирая подарок для товарищей, незадолго до Рождества, он сел на корточки в своем крошечном подземном жилище и углём на обратной стороне русской карты, написал образ Мадонны. По сути, это было изображение матери-защитницы, покровом укрывшей своего ребенка от невзгод и бед. В тот день была метель, но, к вечеру стихло. Солдатам и офицерам удалось исполнить в балке традиционную песню «Тихая ночь, Святая ночь». Командир части пригласил всех в командный пункт, чтобы скромно отметить торжество. Здесь же их ждал и рождественский сюрприз Курта: изображение Мадонны, прикрепленное к грязной стене бункера, освещенное свечой. По краям, вокруг Образа, было написано: «Рождество в котле 1942, свет, жизнь, любовь». В бункере повисла полная тишина. Все, как завороженные, молча, стояли перед картиной, и их глаза сияли невольными слезами. Весть о чудесной картине разнеслась по всей части. Увидеть её, приложиться или просто дотронуться до неё стремились все, кто мог прийти. Католический капеллан дивизии Петр Мор, разделяя страдания своих сослуживцев, горячо проповедовал во всей округе, в Сталинграде, о чудесном Образе, сообщив картине беспрецедентный статус. По решению командования дивизии, 6 января 1943 года, картина с Образом Мадонны и Младенца была вывезена самолетом за пределы котла раненым начальником отдела снабжения 16 ТД, доктором медицины, майором Вильгельмом Гроссе и передана им в семью Курта Ройбера в Касселе. Доктор Ройбер разделил судьбу 6-й Армии Вермахта в Сталинграде и через год после пленения, 20 января 1944 года, умер в Елабуге, в лагере НКВД № 97. Картина хранилась в семье и 26 августа 1983 года передана родными Курта в дар приходу Kaiser - Wilhelm - Gedchthniskirhe в Берлине (Кирха Памяти Кайзера-Вильгельма). В 1990 году картина «Сталинградская Мадонна» была освящена пастырями трех Церквей: настоятелем Собора св. Михаила из г.Ковентри (Великобритания), немецким епископом и архиепископом Саратовским и Волгоградским Пименом, и с тех пор почитается как главная Святыня Храма. Вильгельм Гроссе после лечения в строй уже не вернулся и до конца дней работал врачом – дантистом в своем родном городе. 


Во время изучения германских источников, регулярно встречаю в текстах термины «Хиви» (Hiwis) и «Волонтер» (Freiwilliger). При этом, исследователи темы иностранных помощников в Вермахте разделяют эти понятия. Первое, что обращает внимание, в историографии, к примеру, 6-й Армии речь идет в основном о «русских» и «украинских» хиви. А во-вторых, то, что их было много. Во всяком случае, достаточно, чтобы характеризовать совокупность фактов как явление. Меня заинтересовала тема службы советских медиков-женщин в немецких лазаретах. Эти факты касаются как младшего, так и среднего, и высшего звеньев медработников. Отечественные исследователи обычно связывают подобные факты с эксплуатацией нацистами подневольного труда военнопленных или вынужденной работой населения на оккупантов «за похлебку». Да, очевидно, это тоже было. Тем не менее, в описываемых мною ситуациях, речь идет не о военнопленных, а о добровольной профессиональной деятельности в составе немецкого медперсонала, в том числе, среди медсестер Германского Красного Креста, советских врачей, фельдшеров и сестер, не имевших существенных ограничений в свободе и в профессиональных правах. Изучение этого феномена продолжается.