26 апреля 2018 года, в Волгограде, на территории Государственного бюджетного учреждения культуры Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» (учредитель-организатор мероприятия) состоялась III Международная научная конференция «Гамелевские чтения», которая по традиции посвящена памяти подвижнической научной и практической деятельности сарептянина, российского ученого, химика-технолога, доктора медицины, академика Императорской Академии Наук Иосифа Христиановича Гамеля (1788–1862). 

В третий раз, в бывшей немецкой слободе 18-20 вв., собрались молодые исследователи из школ, средних специальных учебных заведений и ВУЗов, чтобы поделиться результатами своей научной деятельности. Всего, в очном и заочном этапах участвовали свыше ста начинающих ученых. Отбор кандидатов производился в течение нескольких месяцев по представленным ими тезисам докладов. 

Конференция проводилась в трех секциях: биология, экология; история, искусство и мировая художественная культура; лингвистика. По итогам мероприятия, помимо выдачи участникам сертификатов, решением жюри лучшие работы отмечались отдельно, с присуждением мест и награждением Дипломами конференции. 

Общий сбор участников в день мероприятия состоялся в зале действующей старинной немецкой кирхи 18 века (освящена 3 сентября 1772 года). 

Работа секции конференции, посвященной истории, искусству и мировой художественной культуре проходила в помещении Немецкой библиотеки, размещенной с сентября 1996 года в отреставрированном здании, входящем в архитектурный ансамбль музея-заповедника «Старая Сарепта», бывшем доме форштеера (1765г.) – старосты немецкой колонии Сарепта. Фонд библиотеки был создан в рамках соглашения о культурном сотрудничестве между Россией и немецкой землей Северный Рейн-Вестфалия. Председателем секции является преподаватель кафедры отечественной и всеобщей истории и археологии ВолГУ, кандидат исторических наук В.В. Шевченко; членом жюри Перекрестова И.И., учитель музыки МОУ Гимназия № 2 г. Волгограда. 

Помимо доклада, каждый выступающий подготовил демонстрацию презентации, дополняющую его содержание. 

В конференции я работала в составе этой секции, под 7-м номером (всего св. 10 очных участников), как аспирантка исторического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Мой доклад и презентация назывались «Медсестры Германского Красного Креста в 6-й армии вермахта в период Сталинградской битвы». Примечательно, что в период работы над докладом, благодаря реконструктору по DRK (из г. Санкт - Петербурга) Ирине Клановец, буквально накануне мероприятия, ко мне пришли информация, фото и документы о немецкой медсестре, которая родилась в начале ХХ века в Царицыне, и именно в Сарепте. В период Первой мировой войны она эмигрировала в Германию. Безусловно, я не могла не включить в свой материал краткую справку и о ней. 

Мне очень понравилась тематика докладов молодых исследователей, основную часть которых составляли учащиеся школ, гимназий и колледжей, отличавшаяся многообразием тем и направлений: этнография, краеведение, судьбы земляков. Даже история школьной формы. Очень, очень познавательно. По итогам конференции жюри присудило мне Диплом за первое место в номинации «История» и выдало сертификат участника. Отмечу, что моя тема о медсестрах ДРК впервые официально прозвучала в историографии региона и Сталинградской битвы.


 

1-2 марта 2018г. состоялась 72-я Международная научная конференция «Чтения Ушинского», посвященная 110-летию со дня основания Ярославского государственного педагогического университета.  Я заочно приняла участие  в указанной  конференции с докладом по теме: «Эволюция законодательной базы Германского Красного Креста в Третьем рейхе».


В Москве и Подмосковье 23 – 26 октября проходила международная Школа молодого ученого «Преодоление социокультурных угроз в исторической динамике: опыт изучения антисемитизма, Холокоста и геноцидов». Она была организована Международным научно-образовательным центром истории Холокоста и геноцидов Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) при поддержке Научно-просветительного Центра «Холокост» и Российского еврейского конгресса (РЕК). Школа стала частью проекта «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», выполняемого большим научным коллективом и финансируемого Российским научным фондом (РНФ). Участниками школы стали 24 молодых ученых (студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели) из Германии и 15 регионов России (Москва, С.-Петербург, Архангельск, Великий Новгород, Владимир, Воронеж, Екатеринбург, Магнитогорск, Орел, Петрозаводск, Саратов, Ставрополь, Тамбов, Томск, Ярославль). В качестве экспертов были приглашены 11 ведущих специалистов в области изучения и преподавания истории антисемитизма, Холокоста и геноцидов из Армении, Великобритании и России. Открытие Школы состоялось в Зале заседаний Ученого Совета РГГУ. Сприветствиями выступили и.о. ректора РГГУ Александр Безбородов, президент РЕК Юрий Каннер, проректор по международному сотрудничеству РГГУ Вера Заботкина, а также исполнительный директор научно-исследовательского института «Шем Олам» (Израиль) Рабби Авраам Кригер, рассказавший о возможных стажировках аспирантов и магистрантов в Израиле летом будущего года. В первый же день состоялись три мастер-класса. Директор Федерального института развития образования», академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александр Асмолов блестяще выступил с докладом «Феномен «вечно Чужие»: мотивация Чужого и символический антисемитизм в драмах человеческой истории». Юрий Троицкий, к.и.н., профессор, доцент кафедры теории и истории гуманитарного знания историко-филологического факультета РГГУ поделился с присутствующими опытом использования мультимедийных технологий в понимании истории. Борис Хавкин, д.и.н., профессор РГГУ, редактор журнала «Новая и новейшая история» прочел лекцию «Антисемитизм как сущностный фактор национал-социализма». В заключение первого дня участники Школы и приглашенные экспертами посетили юбилейный вечер НПЦ «Холокост», который состоялся в Центральном доме литераторов. Работа Школы продолжилась в подмосковном учебном центре «Голицыно». Она состояла из трех частей: выступления участников с докладами, проведение мастер-классов экспертами и работа в группах под руководством модераторов. Выступления участников проводились в 4-х секциях: «Предчувствие и переживание угрозы в официальных документах и прессе (на примере истории антисемитизма, Холокоста, геноцидов)», «Рефлексия Холокоста и геноцида в искусстве, прессе и источниках личного происхождения», «Опыт научного осмысления Холокоста и геноцидов XX в.», «Сохранение и актуализация памяти о Холокосте и геноцидах XX в.» Каждый выступающий получил комментарии от специалистов с рекомендациями по улучшению работы и предложениями для дальнейшего направления исследования.

На выездной части Школы состоялись 8 мастер-классов. Борис Ковалев, д.и.н., профессор, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук выступил в неповторимой харизматичной манере на тему «Создание «образа врага» в оккупационной прессе на территории РСФСР (1941-1944 гг.)» Интерактивное занятие на тему «Визуальный антисемитизм в Третьем рейхе: образы еврея в карикатурах еженедельника "Штюрмер"» провел Александр Ермаков, д.и.н., профессор, проректор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Д-р Кристина Винклер, научный сотрудник Центра изучения Холокоста и геноцидов им. Стенли Бертена, университет Лестера (Великобритания) представила часть своего диссертационного исследования в лекции «Антисемитские стереотипы в нарративных интервью о войне и Холокосте в разных странах западной Европы и России». Своим опытом в мастер-классе «Преемственность советского опыта сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне в современном вузовском образовании» поделился Алексей Фельдт, к.и.н, доцент кафедры всеобщей истории Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. Илья Альтман, к.и.н., профессор РГГУ, директор Международного научно-образовательного центра истории Холокоста и геноцидов РГГУ, сопредседатель НПЦ «Холокост» прочел лекцию «Холокост в кругу других геноцидов». Лекция Арменуи Гамбарян, к.и.н., ст. научного сотрудника Института истории Национальной академии наук Республики Армения была посвящена проблемам отрицания и преуменьшения геноцидов (на примере геноцида армян)». В заключение работы Школы участники под руководством модераторов в 4-х группах выполняли задание, результаты которого войдут в эмпирическую часть проекта «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», финансируемого РНФ. По многочисленным отзывам участников, формат Школы позволил не только представить результаты своих исследований, но и получить бесценный опыт обсуждения своих докладов с ведущими российскими и зарубежными специалистами. В свою очередь, эксперты высоко оценили уровень молодых ученых и выразили надежду, что их исследования в области изучения и преподавания истории антисемитизма, Холокоста и геноцидов будут продолжены. 

             Выражаю  искреннюю  признательность и благодарность Оргкомитету  и лично,  Илье Александровичу Альтману,  за   организацию,  и проведение  международной  Школы  молодого ученого «Преодоление социокультурных угроз в исторической динамике: опыт изучения антисемитизма, Холокоста и геноцидов», в составе проекта «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование».

           Для меня, начинающего историка, участие в событии - бесценный опыт взаимодействия, в первую очередь, с ведущими учеными России и Зарубежья; возможность освоения навыков и методологических приемов новейших исторических исследований, приобщения к их тематике.  Другим знаковым фактором стало мое выступление в конференции, в составе молодых и начинающих ученых с докладом, посвященным расовой политике нацистов. Очень приятно, что мой первый труд привлек внимание научного сообщества, вызвав активное обсуждение и в аудитории, и в кулуарах конференции. Я получила множество дополнительных вопросов, советов, рекомендаций и отзывов от уважаемых ученых-историков, лекторов – модераторов, участников конференции. Это был незабываемый и весьма продуктивный процесс!   Школа  открыла мне новые знаковые знакомства в  мире науки,  которые, как начинающему историку, мне очень ценны.

            Благодарю д.и.н., профессора, ведущего  научного сотрудника Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук,  Бориса Николаевича Ковалева за его профессиональное и содержательное    выступление  на тему «Создание «образа врага» в оккупационной прессе на территории РСФСР (1941-1944 гг.)». А так же за его весьма полезные комментарии к моему  докладу, за важные для меня  рекомендации.

           Благодарю своего научного руководителя, доктора исторических наук, доцента  кафедры всеобщей истории,  проректора ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, уважаемого Александра Михайловича Ермакова,  за столь научно -  интересное, содержательное,  необходимое интерактивное занятие на тему «Визуальный антисемитизм в Третьем рейхе: образы еврея в карикатурах еженедельника "Штюрмер"». Методика прочтения карикатур, плакатов Третьего Рейха, в дальнейшем, несомненно поможет в личных исследованиях.

              Огромное спасибо  научному сотруднику  Центра изучения Холокоста и геноцидов им. Стенли Бертена, университета Лестера (Великобритания),  Кристине Винклер, за свой  положительный отзыв об актуальности моего исследования.

             Огромное спасибо к.и.н, доценту кафедры всеобщей истории Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, Алексею Евгеньевичу Фельдту, за  мастер –класс на тему  «Преемственность советского опыта сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне в современном вузовском образовании».  Очень  тщательно раскрыт исторический материал темы,  взаимоувязан с проблемами современности, касающимися необходимости сохранения исторической памяти среди молодежи. Важным разделом этого доклада, лично для меня, стала тема военно-исторической реконструкции, сравнительно нового феномена в деятельности общественно-патриотических организаций, как важного фактора процесса сохранения памяти о событиях российской истории. Мне это вдвойне близко, так как меня, реконструктора событий Второй мировой войны, именно это увлечение  привело в историческую науку и в аспирантуру  ЯГПУ.

          Благодарю к.и.н., руководителя образовательных программ Научно-просветительного Центра «Холокост», Светлану Анатольевну Тиханкину, за очень интересный и ценный  мастер – класс «Преподавание темы Холокоста и антисемитизма в средней школе: опыт и проблемы».

          Выражаю благодарность всем докладчикам за презентацию их  исследовательских работ, безусловно, достойных внимания и уважения.

           Благодарю Марию Галеву за опеку, за оперативное  решение всех  насущных вопросов и проблем при организации мероприятия.